Однако главная цель каппинга — оценить вкусовой потенциал кофе.
Перед тем как приступить к разбору процедуры каппинга, объясню, как работает наше восприятие вкуса и аромата.
Остановлюсь на том, как работает обоняние.
«Первое, что необходимо знать и понимать о каппинге — его задачи. Главная задача любого каппинга — познакомиться с зерном и оценить его по атрибутам.
ЧТО ТАКОЕ КАППИНГ?
Это то, благодаря чему мы можем оценить кофе таким образом, чтобы после оценки вспомнить, каким был вкус у той или иной чашки наиболее полно и точно.
Если говорить предметно, атрибутами являются такие характеристики и качества, как букет аромата, вкус, послевкусие, кислотность, тело, баланс вкуса, сладость, однородность, чистота чашки и т. д.
Как верно отмечено в начале статьи, каппинг — это процесс дегустации, во время которой определяют характеристики вкуса и запаха кофе.
Кто и зачем вообще стал проводить такие дегустации? Первые дегустации проводили торговцы, которые хотели убедиться в том, что зерна сохранили свой вкус после перевозки из страны производителя.
Сейчас у каппинга достаточно много целей, которые для себя по-разному формулируют представители разных направлений работы с кофе:
- у обжарщиков — это контроль качества обжарки
- у бариста — это развитие вкусового опыта
- у гостей — разобраться в кофе и выбрать для себя тот образец, который наиболее подходит по вкусовым и иным качествам.
- один объем кофе на входе
- один помол
- один объем воды
- одинаковая температура каждой чашки
- одна посуда
- один вариант заваривания — кофе заливается горячей водой (тип заваривания — иммерсия).
Чтобы оценить потенциал, разный кофе заваривается при равных условиях:
Таким образом, единственной переменной является сам кофе.
Дегустация в таких условиях позволяет наиболее полно раскрыть вкус и аромат кофе, которые будут отличаться по разным атрибутам в описании чашки (более кислотный, более сладкий, более терпкий и т. д.), а мы сможем оценить истинный потенциал каждого зерна.
По итогам каппинга мы можем подобрать индивидуальный рецепт для заваривания дегустируемого зерна.
Вкус (taste) — физиологические ощущения, которые человек воспринимает при помощи вкусовых рецепторов в ротовой полости.
Существует 5 основных вкусов — это всеми знакомый сладкий, горький, соленый, кислый и умами (вкус высокобелковых веществ).
Вкус определяется как нечто, что посылает в ваш мозг химический сигнал через вкусовые рецепторы. Все мы знаем, что еда — это нечто большее, чем просто эти пять вкусов, и именно здесь проявляются запах и ощущение во рту.
Практически все аспекты вкуса, кроме сладкого, соленого, кислого, горького или острого, на самом деле являются запахом! Вот почему запах так важен для вкуса еды.
Этот орган чувств во многих аспектах отличается от других. Один из этих аспектов заключается в том, что обоняние имеет «двойную локацию». Обонятельная система реагирует как на внешние (окружающая среда), так и на внутренние (рот) сигналы.
Поэтому благодаря нашей обонятельной системе, при употреблении пищи или напитков, наше восприятие работает в тандеме с вкусовыми рецепторами и поэтому мы не только ощущаем вкус, но и аромат, что и принято называть вкусовым букетом (flavor).»