ПЯТЬ ИСТОРИЙ О ТОМ,
КАК МЫ РАБОТАЕМ С ХУДОЖНИКАМИ

Рассказывает маркетолог и талантливая художница Мария Рыбка
Три самых главных слова, которые способны украсить любой мой рабочий день: «Нужно найти художника».
В свободное время я занимаюсь современным искусством. По этой причине мне интересно работать со смыслами, искать исполнителей и исполнительниц, дорабатывать с ними концепции и вписывать работы в пространство кофеен. Часто при создании акцентных элементов — картин, неона или росписей, мы находим вдохновение в локальных историях, мемах и исторических особенностях места, где расположена конкретная кофейня. До открытия мы общаемся с местными художниками и еще больше узнаем о контексте города, локальном сообществе, находим единомышленников.

Располагайтесь поудобнее, открывайте бутылочку чайного гриба, и я расскажу вам несколько историй про нас и искусство.
Мария Рыбка
Маркетолог и талантливая художница
История первая. Экстремальная.
Открытие любой кофейни — это всегда очень волнительное мероприятие, полное неожиданностей — радостных и тех, которые только через время вспоминаешь со смехом. У каждой нашей кофейни своя история и характер, поэтому и ивенты в честь открытия тоже разные.

Открытие кофейни в Театре на Таганке в Москве было значимым для всей команды. Это необычное, знаковое место, с «богатым» интерьером, в котором мы устроили вечеринку к открытию с огромным количеством гостей. Сидя в Омске, мы продумывали сценарий: экскурсия по закулисье театра, приветственные речи, кофейное казино… И тут поняли, что хотим подчеркнуть омскую идентичность, показать работы художников, которыми мы искренне гордимся и восхищаемся.

«Собирайся, через три дня полетишь в Москву. Кому-то надо сделать развеску и рассказать про идею нашей выставки» -, услышала я от своих дорогих коллег. Два раза предлагать не нужно. В оставшиеся до отлета дни я собирала работы омских художников и художниц в огромный чемодан. В ночь перед самолетом стало понятно, что искусства получилось на 15 килограмм. Из моих вещей поместились только туфли, а в придачу еще одна картина оказалась в трясущихся от волнения руках. Со всем этим багажом я и прилетела в кофейню.

В ночь перед самолетом стало понятно, что искусства получилось на 15 килограмм. Из моих вещей поместились только туфли, а в придачу еще одна картина оказалась в трясущихся от волнения руках. Со всем этим багажом я и прилетела в кофейню.
Уже на месте художники - бывшие омичи принесли свои работы, и началась развеска. На помощь пришла «омсквичка» Даша Прудникова, и мы вдвоем вписали картины в пространство кофейни.

Затея была авантюрной. Нам чудом удалось собрать цельную историю, поскольку времени было крайне мало и ни мы, ни художники, чьи работы были представлены на выставке, не представляли, что получится в итоге. Выставка продолжалась неделю, и включала в себя разные пласты омского искусства: и магический реализм с мифологией и романтикой провинции, и минималистичную графику, и концептуальные коллажи, и эзотерические образы альтернативного Омска/ JVCR.
История вторая.
Тоже экстремальная, но произошла уже не со мной.
Нам очень везет с людьми, особенно с дизайнерами. У нас в отделе М (М - значит, маркетинг!), эту почетную должность всегда занимают художники и художницы. Они не часто балуют нас звуками своего голоса, но зато обладают особым видением и предлагают стоящие идеи. А это куда важнее.

Предыстория. Перед выходом в новый город мы обычно разрабатываем маркетинговую стратегию. Почти всегда она включает в себя выездные мероприятия, на которых гости могут познакомиться с нами и попробовать кофе еще даже до открытия новой кофейни. Обычно это происходит уже после того, когда в город приезжает наша команда открытия и работает офис.

Но однажды решились на авантюру. Лето 2019. В омском штабе-офисе на чердаке идет мозговой штурм на тему грядущей «кофейной революции» в Новосибирске. Вдруг Илья Казанцев, который тогда был нашим штатным дизайнером, а сейчас остается большим другом и сотрудничает на проектах, тихонько выдал: «Кстати, там через три дня стрит-арт фестиваль Окрашено, и организуют мои друзья»..

Дальше, как в тумане и азартном раже. Вот мы уже списываемся с Иваном Ягодой, который двигает стрит-арт тему в Новосибирске. Понимаем, что машину расписать не успеем. Находим на Авито велик. Илья знакомит нас с художницей Алесей Баламутиной. Она соглашается на авантюру, едет за велосипедом на другой конец города и делает эскиз работы за день до феста.
Параллельно в Омске затевается экспедиция - наша менеджер открытий Ксения Степина грузит в багажник кофемашину, пару коробок колд брю и берет в помощь двух Никит: тренера бариста Белого и управляющего будущей кофейней в Новосибирске Мелентьева. Ребята успевают приехать в Нск, не без приключений, установить оборудование на фестивале и за день угостить огромное количество новосибирцев кофе.
Примечательно, что Новосибирск встретил нас настороженно, ведь это кофейная столица Сибири с развитой культурой. Но, во многом благодаря дружбе с местными художниками и блогерами, именно здесь нам удалось создать очень теплое сообщество вокруг самой большой кофейни сети на Советской. Кстати, две стены в ней расписал местный стрит-арт художник Миша Мак, а еще одна его работа есть в нашей второй питерской кофейне. Ее он сделал во время своего арт турне по стране.
С Алесей Баламутиной мы тоже продолжаем дружить - принт на этот шоппер она создала для нашего локального новосибирского мерча, объединив неформальный символ города, серый цвет, и добавив соболя, который присутствует на официальном гербе города, в собственном прочтении.
Номер три.
Про двух художников, революцию и Родину.
Мы нечасто вступаем в коллаборации, потому что относимся к этому делу очень серьезно: стараемся найти общие смысловые точки и создать продукт, историю, которая раскроет характер обоих брендов.

Однажды ребята из марки уличной одежды «Родина» -(Нижний Новгород) предложили нам что-то сделать вместе. Мы много разговаривали и искали пересечения в наших концепциях. Пришли к выводу, что нас объединяет «Революционность». «Родина» - первыми в Нижнем открыли магазин российских брендов и начали продвигать идею «Сделано в России». Мы - одними из первых начали экспериментировать с кофе холодного заваривания и привезли в Россию нитро кофе и эйр латте.

В рамках коллаба создали две вещи с советским леттерингом, так как эта эстетика близка как Омску, так и Нижнему Новгороду. С нашей стороны Илья Казанцев создал надпись «Кафетерий Скуратов». В Нижнем ребята предложили Александра Стэна и его леттеринг «Революция». Все вещи отшили на собственном локальном производстве бренда «Родина», и вручную привязали к каждой вещи бирку с историей нашей коллаборации.

Презентацию провели в нашей кофейне в Нижнем Новгороде - вечеринка с омским диджеем, экспозиция с вещами из коллаборации, и небольшая выставка с плакатами Александра Стэна. На следующий день Александр провел открытую лекцию в кофейне для всех желающих, на которой рассказал о пути дизайнера в России.
Номер четыре. Кино и пламя.
Один из примеров, когда арт в кофейне неотрывно связан с местом ее расположения - наша вторая кофейня на Интернациональной. Её узнаваемый символ - огромное граффити во всю стену с пламенем и пожарными авторства Ивана Предита. Кофейня располагается в паре минут от исторической пожарной каланчи, которая является одним из символов Омска.

У каждой кофейни есть свое настроение. Интернациональная - про встречи с друзьями, уютный вечер с книгой и культурные мероприятия. На «Интере» мы проводили читки спектаклей с ТЮЗом, и арт вечеринку решили провести здесь же. Омский режиссер Леша Петровский как раз готовился к премьере своего документального фильма «Картинки для спичечных коробков в Беднотауне» об омском художнике Дамире Муратове. Арсений Муратов смог предоставить постеры с работами Дамира. Все сложилось, и мы провели в один вечер и показ, и выставку.
Были очень рады встретить огромное количество гостей.

Попытка номер пять:

Главные загадки и тест на «омскость»:

что такое JVCR и кто такой SLAVA?

Эти четыре буквы уже давно не просто «Омск», на английской раскладке. Они - целый срез альтернативного города со своей атмосферой и героями. Название придумал художник и фотограф Ренат Латышев. Сейчас JVCR - целый бренд, который включает в себя сообщество фотографов и мерч, который вы видели в каждой нашей кофейне. Принты на этих значках, открытках и магнитах - работы разных омских художников и художниц.
Если вы из Омска, то вы, скорее всего любите или ненавидите парня по имени SLAVA. Это граффитист, который много лет оставался анонимным, и затегал своим именем весь город. Нет, правда, ВЕСЬ. Картина с его никами экспонируется в одной из наших омских кофеен, а неонка с фирменным шрифтом SLAVA светится в Питере. Самый частый вопрос от гостей, которые никогда не были в Омске: «Почему Слава? Виктор же?»
Напоследок проведу небольшую «экскурсию» по городам и кофейням.

В каждой нашей кофейне есть пасхалка - на стене вы можете увидеть «Прием Геймлиха», который демонстрирует способ оказания первой помощи поперхнувшемуся человеку. Все «приемы» разные. Их в своем стиле рисуют художники, часто используя фирменных персонажей, но сохраняя функциональность схемы.
Работать с художниками - непросто. Нужно обязательно делать ТЗ с референсами и много разговаривать.

Но если вы найдете смелость довериться авторскому взгляду, допустите интерпретацию автором ваших смыслов и концепции, впустите в свои стены уличное искусство и пойдете на эксперименты - то получите визуальные образы и истории, которые могут стать частью ДНК вашего бренда, а не только украшением стен.

MAKE ART, SUPPORT LOCAL, WASH HANDS