Место, в котором всем будет комфортно – это как?

Делимся нашим опытом создания комфортного и универсального пространства и интервью с основательницей Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Денис Роза
Этот проект особенный для нас во всех смыслах. Во-первых, потому что это первая кофейня, в которой мы глубоко погрузились в тему универсального дизайна и применили его принципы внутри нашего пространства. А во-вторых, этот проект стал отправной точкой в переосмыслении концепции дизайна всех наших кофеен.

В проектировании брю-бара на Комсомольском проспекте нас консультировали эксперты из РООИ «Перспектива». Эта организация помогает людям с любыми формами инвалидности и ставит своей целью добиться улучшения качества жизни людей с инвалидностью и их полного вовлечения во все сферы жизни общества.
В мае мы открыли нашу 10-ю кофейню в Москве и 49-ю в сети по адресу: Комсомольский проспект, 24/1.
Учли особое расстояние между столиками, чтобы человек на коляске смог комфортно перемещаться по кофейне.
2
Сделали особый дверной проем в туалете.
3
4
Сделали меню со шрифтом Брайля.
Провели для сотрудников обучающий мастер-класс. Занятие было посвящено терминологии и этикету общения с людьми с разными формами инвалидности, а еще эксперты провели игру, которая привела к дискуссии о стереотипах в целом в контексте людей с инвалидностью.
5
Особое оборудование входной группы: сделали удобный пандус и особый дверной проем с раздвигающимися дверями.
1
Какие рекомендации мы учли и воплотили в пространстве нашей кофейни на Комсомольском совместно с «Перспективой»?
Для нас этот опыт оказался настолько полезным, что мы решили взять интервью у основательницы «Перспективы» г-жи Денис Роза и поговорить с ней о том, какие бывают люди с инвалидностью, с какими барьерами они сталкиваются и о том, что не так уж сложно внедрить в работу каждого заведения, чтобы сделать более комфортным пребывание людей с инвалидностью, а также какие есть золотые правила в контексте инклюзии.
Денис Роза,
основательница РООИ «Перспектива»
Люди с инвалидностью (ЛсИ) все очень разные, как и люди без нее. Мне всегда кажется, что лучше смотреть на те барьеры, которые возникают перед людьми.
Но так бывает редко, поэтому для начала можно выучить несколько жестов: «Здравствуйте», «Вы готовы сделать заказ?», «Приятного аппетита», «Спасибо», например.
СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ГРУПП ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ?
Золотое правило: если вы не знаете, какой термин использовать или как и чем помочь — спрашивайте!
Наверное, вы заметили, что я предпочитаю термины, где слово «человек» на первом месте или People First Language? Многие организации, и наша в том числе, используют именно такой термин — человек с инвалидностью. Наша организация первая, которая стала предлагать больше 10-лет назад именно такие термины, как человек с инвалидностью, человек с синдромом Дауна, с аутизмом, с артритом и так далее.
1
И обязательно нужно иметь возможность общаться письменно: помочь могут, например, планшет или приложение, которое ваши слова переводит в текст. В крайних случаях для продолжительного разговора лучше использовать сервис переводчика русского жестового языка (РЖЯ). Эта услуга доступна онлайн.

Для человека на коляске возникает барьер в виде лестницы, порога и даже крутого пандуса, не говоря об уборных — там тоже всегда хватает проблем с доступностью. Поэтому вход в здание/помещение должен быть доступен для этого человека точно так же, как и свободный проход. Если кафе с самообслуживанием, то помимо доступности, должен быть обеспечен удобный проход к зоне, где можно сделать заказ: речь идет о низкой стойке заказа.

Ну и в целом, при обслуживании любого гостя, и, тем более гостя с инвалидностью, важно уточнить — нужна ли ему ваша помощь. Потому что иногда вам только кажется, что человеку нужна помощь. А на самом деле — нет, и, «причиняя» добро, вы можете ему навредить.
Если ваш гость — неслышащий, и вы знаете русский жестовый язык — никаких барьеров нет!
Например, если в кафе приходит незрячий человек, для него проблема прочесть бумажную версию меню. Это барьер. Разумеется, официант может ему его прочитать. Однако, как показывает практика, человек хочет самостоятельно и в своем темпе принять решение о том, что ему есть на завтрак, обед или ужин.

Поэтому хорошо, если в кафе будет меню, написанное шрифтом Брайля. Либо другой вариант — цифровая версия, которая доступна на сайте в электронном формате или которую можно быстро переслать гостю: ее можно прослушать на смартфоне с помощью экранного доступа (программа, которая читает то, что написано на экране).

Если придет слабовидящий гость, ему будет удобен цифровой вариант — он сможет его увеличить и прочитать, или голосовой/цифровой вариант. Но кого-то устроит обычное меню.

Например, моя молодая коллега использует лупу, которую всегда носит с собой. Ей так удобнее читать меню, но важно к этому спокойно относиться.
Также надо быть готовым к вопросам, даже если вы не заметили, что у человека инвалидность.
Если у человека нарушение речи, подождите пока он договорит, не заканчивайте его фразу, не перебивайте его и не стесняйтесь попросить человека повторить, что он сказал, или предложите ему другой способ коммуникации, например, переписываться.
Для людей с интеллектуальными нарушениями важно говорить просто и понятно. Если это взрослый человек, относитесь к нему как к любому взрослому. Им будет проще прочитать меню в формате «простыми словами» или на ясном языке (easy-to-read). Это относится и к тем, для кого русский язык не родной — формат "простыми словами" будет более доступен для восприятия.
Например, слабовидящий человек, человек с аутизмом, с диабетом или с другой инвалидностью. Считается, что у 70% людей с инвалидностью невидимая инвалидность. Главное — быть к этому готовым.
Это и доступная входная группа в само заведение и к любым помещениям в нем — туалету, кассе, и доступные сервисы (меню для незрячего человека или человека с ментальными нарушениями, планшет для переписки с не слышащим человеком и так далее).
Равный доступ для любого человека
Универсальность в использовании, например, дверных ручек — удобнее открывать их любой рукой, а не только правой или только левой. Дизайн в целом должен учитывать широкий спектр индивидуальных особенностей и способностей клиента.
Гибкость в использовании
Дизайн помещения и предметов в нем должен быть интуитивно понятен всем гостям, независимо от возраста, знаний, языка, опыта прошлых посещений/использования.
Легкость и удобство использования (интуитивно понятное)
Общий смысл таков, что дизайн не введет в заблуждение клиента и не приведет его к ошибкам. Т.е. схемы, алгоритмы должны быть понятны и организованы так, чтобы минимизировать случайные или непреднамеренные действия.
Информация легко доступна и понятна
Дизайн должен предполагать максимально безопасное использование и сводить к минимуму факторы риска. Должен обеспечивать наличие знаков, предупреждающих о возможных ошибках и опасных ситуациях, а при поломке или технической неисправности, должен обеспечивать отсутствие опасных последствий.
Допустимость ошибки
Ему должно быть комфортно и удобно использовать все с минимальными усилиями, как автоматические двери, которые часто бывают у входа в торговые центры.
Осуществление какого-либо действия, будь то вход в помещение, организация заказа или использование предметов интерьера, не должно вызывать у гостя большие физические усилия (тяжелая дверь, высокая стойка заказа, отсутствие поручней и пр.)
Иными словами — обеспечьте прямую видимость важных элементов, а также сделайте удобным доступ ко всем компонентам для любого сидящего или стоящего пользователя. Приспосабливайте их к разным размерам руки и хвата. Обеспечьте достаточное пространство для использования коляски, трости, костылей или личного помощника, в том числе собаки-проводника.
Удобство габаритов помещения для клиентов с разным ростом, весом, комплекцией, положением в пространстве.
Главное здесь доброжелательность, готовность поставить себя на место гостя и уважение — все это важно в отношении к каждому. Ваши гости будут особенно ценить, если раз за разом будут получать равный сервис от профессионально обученных сотрудников. Кроме того, заведениям важно придерживаться следующих принципов:
Расскажите про принципы универсального дизайна:
что точно должно быть в ресторане/кафе/кофейне, без чего ни один человек не обойдется?

2
Из законодательных актов лучше ознакомиться с СП59.2020.
А еще лучше обратиться в общественную организацию людей с инвалидностью, посетить инклюзивные мероприятия, познакомиться с людьми с разной инвалидностью, общаться с ними, чтобы больше узнать об их жизни и понимать, что необходимо человеку, чтобы он мог быть самостоятельным. Или просто общаться и дружить!
Что бы вы посоветовали почитать, посмотреть или послушать, прежде чем приступить к планированию пространства заведения?
3
Документальный фильм о рождении движения за права людей с инвалидностью в США.
Crip Camp (Лагерь калек)
Российский документальный фильм «Дышать» о судьбе двух семей, столкнувшихся с диагнозом БАС (боковым амиотрофическим склерозом).
Дышать
Канадский документальный фильм «Андре-Анти-гигант» о судьбе комедийного актера небольшого роста.
Андре-Анти-гигант
Художественный фильм про слышащую девушку, выросшую в семье неслышащих. Он получил «Оскар» в 2021, он классный.
Coda (Кода)
Бельгийский фильм Downside up, который поднимает важный вопрос, что считать нормой.
Downside up (Вверх ногами)
Есть еще замечательный британский короткий художественный фильм, который мы показывали на нашем втором фестивале, Talk.
Talk (Разговоры)
Российский художественный фильм, легкая комедия.
Нормальный только я
Короткометражный увлекательный фильм для детей, где один из героев — с аутизмом.
Чемодан
Я также рекомендую TED talks (по словам disability inclusion) на тему инклюзии и прежде всего, где спикер — лидер с инвалидностью — их очень много, и они все очень интересные.

Из книг могу посоветовать Being Heumann by Judith Heumann.
Фильмы
Мы с 2002 г. организуем Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», и за это время я посмотрела около 800 классных фильмов на эту тему.
Посмотреть фильмы можно, например, на этом сайте.
Из последних очень рекомендую:
Люди с инвалидностью такие же, как вы, они — не герои. Мои друзья и коллеги с инвалидностью не хотят что-то преодолевать, они хотят жить своей жизнью и, если убрать барьеры вокруг и создать возможности, они смогут это делать.
Топ-5 советов о том, как вести себя в присутствии людей с инвалидностью:
как правильно предложить помощь?

Например, большинство неслышащих людей, даже если читают по губам, понимают только 30% того, что сказано. Поэтому важно быть готовым общаться с ними письменно. Когда вы подходите к незрячему человеку, лучше себя представить и подойти спереди. Нельзя вешать сумку или что-либо на коляску человека, или переставлять костылипалку человека или трость незрячего. Это очень простые, логичные советы. И если вам кажется, что человеку нужна помощь, сначала надо спросить — так ли это? Если это взрослый человек с интеллектуальными нарушениями — не общайтесь с ним, как с ребенком.
Повторяю: всегда надо спрашивать у человека с инвалидностью — нужна ли ему помощь, и только в случае утвердительного ответа дальше уточнитm — какая именно. И уже только потом помогать.
Чтобы стать по-настоящему инклюзивным, надо еще на работу в свой коллектив приглашать специалистов с инвалидностью.
К ним нужно относиться, как и к любому человеку, но есть правила, которые важно знать.
4
Да, сейчас принципам универсального дизайна соответствуют многие торговые центры, музеи, частично новые дома и школы.
Как развивается этот тренд: стало ли больше заведений с универсальным дизайном, какие подвижки случились в эту сторону?
5
Многие театры меняются и становятся более доступными, например, Мариинский театр в Санкт-Петербурге стал более доступным после ремонта, и дизайн выглядит универсальным.

Многие музеи становятся не только архитектурно доступными, но и адаптируют свои программы для незрячих, неслышащих посетителей и посетителей с ментальными особенностями.

Есть экскурсии с тифлокомментариями и на русском жестовом языке (РЖЯ). Например, музей «Гараж», ГЭС-2, Третьяковская галерея, музей Криптографии и музей изобразительных искусств имени Пушкина, Еврейский музей и т.д.
Надеемся, что это интервью вдохновит вас, как общение с Денис вдохновило нас на то, чтобы и дальше применять принципы универсального дизайна в своих заведениях.
Ведь еще совместно с РООИ «Перспектива» мы подготовили простой и понятный гайд для всех, кто уже сейчас задумался о мягких изменениях внутри своего заведения.
Но это не всЁ!
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН —
это дизайн зданий, изделий или окружающей среды, делающий их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов.