Место, в котором всем будет комфортно – это как?

Делимся нашим опытом создания комфортного и универсального пространства и интервью с основательницей Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Денис Роза
Этот проект особенный для нас во всех смыслах. Во-первых, потому что это первая кофейня, в которой мы глубоко погрузились в тему универсального дизайна и применили его принципы внутри нашего пространства. А во-вторых, этот проект стал отправной точкой в переосмыслении концепции дизайна всех наших кофеен.

В проектировании брю-бара на Комсомольском проспекте нас консультировали эксперты из РООИ «Перспектива». Эта организация помогает людям с любыми формами инвалидности и ставит своей целью добиться улучшения качества жизни людей с инвалидностью и их полного вовлечения во все сферы жизни общества.
В мае мы открыли нашу 10-ю кофейню в Москве и 49-ю в сети по адресу: Комсомольский проспект, 24/1.
Провели для сотрудников обучающий мастер-класс. Занятие было посвящено терминологии и этикету общения с людьми с разными формами инвалидности, а еще эксперты провели игру, которая привела к дискуссии о стереотипах в целом в контексте людей с инвалидностью.
5
Особое оборудование входной группы: сделали удобный пандус и особый дверной проем с раздвигающимися дверями.
1
Учли особое расстояние между столиками, чтобы человек на коляске смог комфортно перемещаться по кофейне.
2
4
Сделали меню со шрифтом Брайля.
Сделали особый дверной проем в туалете.
3
Какие рекомендации мы учли и воплотили в пространстве нашей кофейни на Комсомольском совместно с «Перспективой»?
Для нас этот опыт оказался настолько полезным, что мы решили взять интервью у основательницы «Перспективы» г-жи Денис Роза и поговорить с ней о том, какие бывают люди с инвалидностью, с какими барьерами они сталкиваются и о том, что не так уж сложно внедрить в работу каждого заведения, чтобы сделать более комфортным пребывание людей с инвалидностью, а также какие есть золотые правила в контексте инклюзии.
Денис Роза,
основательница РООИ «Перспектива»
Люди с инвалидностью (ЛсИ) все очень разные, как и люди без нее. Мне всегда кажется, что лучше смотреть на те барьеры, которые возникают перед людьми.
Но так бывает редко, поэтому для начала можно выучить несколько жестов: «Здравствуйте», «Вы готовы сделать заказ?», «Приятного аппетита», «Спасибо», например.
СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ГРУПП ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ?
Золотое правило: если вы не знаете, какой термин использовать или как и чем помочь — спрашивайте!
Наверное, вы заметили, что я предпочитаю термины, где слово «человек» на первом месте или People First Language? Многие организации, и наша в том числе, используют именно такой термин — человек с инвалидностью. Наша организация первая, которая стала предлагать больше 10-лет назад именно такие термины, как человек с инвалидностью, человек с синдромом Дауна, с аутизмом, с артритом и так далее.
1
И обязательно нужно иметь возможность общаться письменно: помочь могут, например, планшет или приложение, которое ваши слова переводит в текст. В крайних случаях для продолжительного разговора лучше использовать сервис переводчика русского жестового языка (РЖЯ). Эта услуга доступна онлайн.

Для человека на коляске возникает барьер в виде лестницы, порога и даже крутого пандуса, не говоря об уборных — там тоже всегда хватает проблем с доступностью. Поэтому вход в здание/помещение должен быть доступен для этого человека точно так же, как и свободный проход. Если кафе с самообслуживанием, то помимо доступности, должен быть обеспечен удобный проход к зоне, где можно сделать заказ: речь идет о низкой стойке заказа.

Ну и в целом, при обслуживании любого гостя, и, тем более гостя с инвалидностью, важно уточнить — нужна ли ему ваша помощь. Потому что иногда вам только кажется, что человеку нужна помощь. А на самом деле — нет, и, «причиняя» добро, вы можете ему навредить.
Если ваш гость — неслышащий, и вы знаете русский жестовый язык — никаких барьеров нет!
Например, если в кафе приходит незрячий человек, для него проблема прочесть бумажную версию меню. Это барьер. Разумеется, официант может ему его прочитать. Однако, как показывает практика, человек хочет самостоятельно и в своем темпе принять решение о том, что ему есть на завтрак, обед или ужин.

Поэтому хорошо, если в кафе будет меню, написанное шрифтом Брайля. Либо другой вариант — цифровая версия, которая доступна на сайте в электронном формате или которую можно быстро переслать гостю: ее можно прослушать на смартфоне с помощью экранного доступа (программа, которая читает то, что написано на экране).

Если придет слабовидящий гость, ему будет удобен цифровой вариант — он сможет его увеличить и прочитать, или голосовой/цифровой вариант. Но кого-то устроит обычное меню.

Например, моя молодая коллега использует лупу, которую всегда носит с собой. Ей так удобнее читать меню, но важно к этому спокойно относиться.
Также надо быть готовым к вопросам, даже если вы не заметили, что у человека инвалидность.
Если у человека нарушение речи, подождите пока он договорит, не заканчивайте его фразу, не перебивайте его и не стесняйтесь попросить человека повторить, что он сказал, или предложите ему другой способ коммуникации, например, переписываться.
Для людей с интеллектуальными нарушениями важно говорить просто и понятно. Если это взрослый человек, относитесь к нему как к любому взрослому. Им будет проще прочитать меню в формате «простыми словами» или на ясном языке (easy-to-read). Это относится и к тем, для кого русский язык не родной — формат "простыми словами" будет более доступен для восприятия.
Например, слабовидящий человек, человек с аутизмом, с диабетом или с другой инвалидностью. Считается, что у 70% людей с инвалидностью невидимая инвалидность. Главное — быть к этому готовым.
Главное здесь доброжелательность, готовность поставить себя на место гостя и уважение — все это важно в отношении к каждому. Ваши гости будут особенно ценить, если раз за разом будут получать равный сервис от профессионально обученных сотрудников. Кроме того, заведениям важно придерживаться следующих принципов:
Это и доступная входная группа в само заведение и к любым помещениям в нем — туалету, кассе, и доступные сервисы (меню для незрячего человека или человека с ментальными нарушениями, планшет для переписки с не слышащим человеком и так далее).
Равный доступ для любого человека
Расскажите про принципы универсального дизайна:
что точно должно быть в ресторане/кафе/кофейне, без чего ни один человек не обойдется?

Универсальность в использовании, например, дверных ручек — удобнее открывать их любой рукой, а не только правой или только левой. Дизайн в целом должен учитывать широкий спектр индивидуальных особенностей и способностей клиента.
Гибкость в использовании
Дизайн помещения и предметов в нем должен быть интуитивно понятен всем гостям, независимо от возраста, знаний, языка, опыта прошлых посещений/использования.
Легкость и удобство использования (интуитивно понятное)
Общий смысл таков, что дизайн не введет в заблуждение клиента и не приведет его к ошибкам. Т.е. схемы, алгоритмы должны быть понятны и организованы так, чтобы минимизировать случайные или непреднамеренные действия.
Информация легко доступна и понятна
Дизайн должен предполагать максимально безопасное использование и сводить к минимуму факторы риска. Должен обеспечивать наличие знаков, предупреждающих о возможных ошибках и опасных ситуациях, а при поломке или технической неисправности, должен обеспечивать отсутствие опасных последствий.
Допустимость ошибки
Ему должно быть комфортно и удобно использовать все с минимальными усилиями, как автоматические двери, которые часто бывают у входа в торговые центры.
Осуществление какого-либо действия, будь то вход в помещение, организация заказа или использование предметов интерьера, не должно вызывать у гостя большие физические усилия (тяжелая дверь, высокая стойка заказа, отсутствие поручней и пр.)
Иными словами — обеспечьте прямую видимость важных элементов, а также сделайте удобным доступ ко всем компонентам для любого сидящего или стоящего пользователя. Приспосабливайте их к разным размерам руки и хвата. Обеспечьте достаточное пространство для использования коляски, трости, костылей или личного помощника, в том числе собаки-проводника.
Удобство габаритов помещения для клиентов с разным ростом, весом, комплекцией, положением в пространстве.
2
Из законодательных актов лучше ознакомиться с СП59.2020.
А еще лучше обратиться в общественную организацию людей с инвалидностью, посетить инклюзивные мероприятия, познакомиться с людьми с разной инвалидностью, общаться с ними, чтобы больше узнать об их жизни и понимать, что необходимо человеку, чтобы он мог быть самостоятельным. Или просто общаться и дружить!
Что бы вы посоветовали почитать, посмотреть или послушать, прежде чем приступить к планированию пространства заведения?
3
Документальный фильм о рождении движения за права людей с инвалидностью в США.
Crip Camp (Лагерь калек)
Российский документальный фильм «Дышать» о судьбе двух семей, столкнувшихся с диагнозом БАС (боковым амиотрофическим склерозом).
Дышать
Канадский документальный фильм «Андре-Анти-гигант» о судьбе комедийного актера небольшого роста.
Бельгийский фильм Downside up, который поднимает важный вопрос, что считать нормой.
Андре-Анти-гигант
Downside up (Вверх ногами)
Я также рекомендую TED talks (по словам disability inclusion) на тему инклюзии и прежде всего, где спикер — лидер с инвалидностью — их очень много, и они все очень интересные.

Из книг могу посоветовать Being Heumann by Judith Heumann.
Фильмы
Мы с 2002 г. организуем Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», и за это время я посмотрела около 800 классных фильмов на эту тему.
Посмотреть фильмы можно, например, на этом сайте.
Из последних очень рекомендую:
Художественный фильм про слышащую девушку, выросшую в семье неслышащих. Он получил «Оскар» в 2021, он классный.
Coda (Кода)
Есть еще замечательный британский короткий художественный фильм, который мы показывали на нашем втором фестивале, Talk.
Talk (Разговоры)
Российский художественный фильм, легкая комедия.
Нормальный только я
Короткометражный увлекательный фильм для детей, где один из героев — с аутизмом.
Чемодан
Люди с инвалидностью такие же, как вы, они — не герои. Мои друзья и коллеги с инвалидностью не хотят что-то преодолевать, они хотят жить своей жизнью и, если убрать барьеры вокруг и создать возможности, они смогут это делать.
Топ-5 советов о том, как вести себя в присутствии людей с инвалидностью:
как правильно предложить помощь?

Например, большинство неслышащих людей, даже если читают по губам, понимают только 30% того, что сказано. Поэтому важно быть готовым общаться с ними письменно. Когда вы подходите к незрячему человеку, лучше себя представить и подойти спереди. Нельзя вешать сумку или что-либо на коляску человека, или переставлять костылипалку человека или трость незрячего. Это очень простые, логичные советы. И если вам кажется, что человеку нужна помощь, сначала надо спросить — так ли это? Если это взрослый человек с интеллектуальными нарушениями — не общайтесь с ним, как с ребенком.
Повторяю: всегда надо спрашивать у человека с инвалидностью — нужна ли ему помощь, и только в случае утвердительного ответа дальше уточнитm — какая именно. И уже только потом помогать.
Чтобы стать по-настоящему инклюзивным, надо еще на работу в свой коллектив приглашать специалистов с инвалидностью.
К ним нужно относиться, как и к любому человеку, но есть правила, которые важно знать.
4
Да, сейчас принципам универсального дизайна соответствуют многие торговые центры, музеи, частично новые дома и школы.
Как развивается этот тренд: стало ли больше заведений с универсальным дизайном, какие подвижки случились в эту сторону?
5
Многие театры меняются и становятся более доступными, например, Мариинский театр в Санкт-Петербурге стал более доступным после ремонта, и дизайн выглядит универсальным.

Многие музеи становятся не только архитектурно доступными, но и адаптируют свои программы для незрячих, неслышащих посетителей и посетителей с ментальными особенностями.

Есть экскурсии с тифлокомментариями и на русском жестовом языке (РЖЯ). Например, музей «Гараж», ГЭС-2, Третьяковская галерея, музей Криптографии и музей изобразительных искусств имени Пушкина, Еврейский музей и т.д.
Надеемся, что это интервью вдохновит вас, как общение с Денис вдохновило нас на то, чтобы и дальше применять принципы универсального дизайна в своих заведениях.
Ведь еще совместно с РООИ «Перспектива» мы подготовили простой и понятный гайд для всех, кто уже сейчас задумался о мягких изменениях внутри своего заведения.
Но это не всЁ!
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН —
это дизайн зданий, изделий или окружающей среды, делающий их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов.