О собаках с особым статусом
Рассказываем о том, кто такие собаки-проводники, чем они отличаются от обычных собак, и почему с ними вообще-то можно везде
Друзья, вы знаете, что все наши кофейни — дог-френдли. Мы очень рады, когда вы заходите к нам со своими питомцами. Однако есть целая категория питомцев, о которых почему-то известно не очень много — это собаки-поводыри. О том, как вести себя в присутствии таких собак, о правилах помощи инвалидам по зрению, а также о том, с какими проблемами порой приходится сталкиваться незрячим людям из-за неинформированности окружающих — делимся в этой статье.

Чтобы не быть голословными, мы взяли интервью у заместителя директора центра Guide Dogs в Москве Элины Почуевой, а также у Светланы Телицыной и Юлии Пашковой, которые являются обладательницами двух замечательных собак-поводырей.

Уместно ли называть собак-поводырей именно так, или есть более корректное название для таких питомцев, вроде собаки-помощника?

Да, такое название абсолютно корректно. Так называют собак, которые помогают именно незрячим людям. Собака-помощник — это все-таки более общее название. То есть собаками-помощниками могу быть и собаки-поводыри, и собаки-терапевты, и собаки-эмоциональной поддержки, и собаки, которые помогают людям на инвалидном кресле.

Элина Почуева - заместитель директора центра Guide Dogs:
Собака-поводырь — это разновидность собаки помощника.

В центре мы вместе с командой занимаемся подготовкой именно тех собак, которые помогают людям с инвалидностью по зрению. Процесс воспитания собак-поводырей — это очень кропотливая и индивидуальная работа, которая занимает полтора года.

Как строится воспитательная работа:

Во-первых, мы работаем с собаками породы лабрадор. Все начинается с отбора и тестирования «правильного» щенка. У нас есть штатный специалист, который смотрит на следующие критерии при отборе:

  • Контактность;
  • Ориентированность на человека;
  • Важно, чтобы собаке было интересно с человеком;
  • И, так как рабочим пространством для собаки будет город со всеми шумами и неожиданностями, важно, чтобы она не боялась громких и резких звуков, спокойно реагировала на любые раздражители.

В среднем нам подходит один щенок из десяти просмотренных.
Во-вторых, щенков, которые проходят все тесты, мы начинаем воспитывать в волонтерских семьях. Волонтеры — это наши большие помощники, которые живут в Москве и Подмосковье. Собака живет в такой семье до года.

Волонтеров мы обеспечиваем всем необходимым: привозим корм, миски, игрушки и все, что нужно для воспитания и содержания собаки. Обязательно даем каждой семье наши рекомендации, чтобы собака выросла правильно социализированной и по-настоящему городской.

Раз в неделю к таким семьям приезжает наш штатный тренер-куратор, обучает ее базовым командам, социализации, они ходят в разные места, ездят в общественном транспорте. Словом, так он приучает собаку к городской жизни. За это время собака встречается с очень многими моментами, которые пригодятся ей в работе, а также привыкает к проживанию в квартире.
В-третьих, когда собаке исполняется один год, она переселяется из семьи к нам в учебно-кинологический, где мы готовим собаку к ее работе. Здесь она активно занимается с тренером, учится важным моментам, которые должна знать собака-поводырь.

Основная задача такой собаки — вести хозяина по заранее изученному маршруту, предупреждая о препятствиях на пути. Собака может запомнить по названиям более 30 таких маршрутов. Выглядит это так: человек выходит из дома, или с работы и говорит «Магазин: вперед», и собака двигается по маршруту в магазин. Или «Работа: вперед», и собака ведет по тому маршруту, который назвали «Работа».

Собака ведет человека, обходя людей, люки, любую опасность, которую можно обойти. И всему этому она обучается в центре в течение 6-8 месяцев, а потом сдает экзамен, и начинается важный этап — обучение незрячего человека.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются хозяева собак-поводырей в поведении животного?

ЭЛИНА: В этом вопросе очень важно обучить самого человека работать с собакой: правильно с ней взаимодействовать, заботиться и общаться с ней именно как с собакой.

Человек живет у нас в центре в течение двух недель. В это время он занимается с тренером на разных маршрутах, учится работать с собакой, узнает о том, как следить за ее здоровьем, как понять, что она заболела, как ее правильно кормить и т.д. Ведь собака-поводырь — далеко не робот, хотя и проходит серьезную подготовку с детства.

Она остается активной и счастливой собакой породы лабрадор, поэтому проблемы связаны с другими людьми. Проблема лабрадоров в том, что они супердружелюбные и могут отвлечься, если другие люди будут обращать слишком много внимания на нее, пытаться погладить или угостить едой. Эти моменты хозяину важно отслеживать, чтобы вовремя реагировать на такие отвлечения.

Так что другим людям очень важно знать, что такую собаку отвлекать нельзя.

Расскажите поподробнее о том, что еще хорошо бы знать всем, кто когда-либо увидит собаку-поводыря в общественном месте?

ЭЛИНА:Очень важно помнить, что незрячий человек с собакой-поводырем, согласно нашему российскому законодательству, может посещать любые общественные места. Главное отличие собаки-поводыря от обычной собаки — это её статус, закрепленный федеральным законом 181 «О защите прав инвалидов» ст. 15. Кстати, в зарубежных странах официальным статусом обладают и другие виды собак-помощников, например, собаки эмоциональной поддержки, собаки-ассистенты и т.д.

Что подразумевает этот особый статус: такую собаку не нужно сдавать в багаж в самолете, с ней можно свободно ходить в любых общественных местах, за такую собаку не нужно доплачивать при перевозке в поезде.

Еще одно отличие — это, конечно, ее подготовка. Все команды, которые она запоминает и знает — не для развлечения, а для помощи человеку.
Здесь бы мы хотели остановиться и лучше раскрыть тему отношений хозяев и собак-поводырей, а также рассказать о том, с какими трудностями порой приходится сталкиваться незрячим людям в большом городе. Так что здесь мы передаем слово Светлане Телицыной и Юлии Пашковой, у которых есть опыт взаимодействия с собаками-поводырями.
Расскажите о вашем личном опыте обретения собаки-поводыря. Как давно вы вместе?

СВЕТЛАНА: Моего хвостатого помощника зовут Честер, ему три года. Из них — полтора года мы вместе. За все это время мы побывали в разных местах, ведь мы с Честером ведем активный образ жизни. Кстати, вместе с Юлей Пашковой мы организовали клуб «Мудрый пес» для владельцев собак-поводырей в Москве и МО.

ЮЛИЯ: Мой опыт связан с сомнениями: брать или не брать собаку-поводыре, ведь это большая ответственность, работа и труд. Собака — это не только техническое средство реабилитации, это живое существо, которому нужны внимание, забота, любовь, ветеринарный уход, уход за шерстью, кормление, выгул и т.д. И, конечно, для меня это был шаг в неизвестность.

Получение собаки-проводника — это не самая быстрая история: кто-то ждет год, а то и два года. Но это стоит того. Это незабываемый друг, помощник и проводник в новую свободную жизнь.


С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь? И как вы считаете, чего не хватает в заведениях для более комфортного пребывания собаки-поводыря и его хозяина?

СВЕТЛАНА: На мой взгляд, не хватает знаний о том, что собака-проводник — является техническим средством реабилитации для слепых. У этой собаки особый режим, она обучена и замечательно воспитана. Не хватает, потому что по ФЗ мы имеем право находиться с собакой всегда и везде, но не многие об этом знают. Не хватает адекватного восприятия к слепым с собаками и понимание, что мы — часть общества. Нас не надо «включать» или «выключать». Чуть-чуть внимания, знаний и пространств доброты и понимания.

ЮЛИЯ: На самом деле очень часто мы сталкиваемся с «недопуском» в общественные места, что в корне противоречит российскому законодательству. К сожалению, часто приходится отстаивать свои права, привлекая иногда юридическую поддержку. Надеемся, что с каждым годом все больше организаций будут узнавать о том, что некоторым людям удобно передвигаться именно с собакой-поводырем. Тогда, как мне кажется, наступит светлое будущее без дискриминации.

Для удобства нужно не так уж много: доброжелательный прием, знание правил помощи незрячему человеку, немного свободного места, чтобы могли рядом усесться человек и его «хвостатый помощник». Можно чуточку внимания к собаке, поставив, например, миску для воды. И опять же все упирается в информированность сотрудников и гостей разных заведений.



Давайте вместе создавать пространство доброты и понимания!